Preview

Вестник Московского Университета. Серия XXV. Международные отношения и мировая политика

Расширенный поиск

Цифровая дипломатия Швеции: в поисках диалога

https://doi.org/10.48015/2076-7404-2021-13-4-162-181

Аннотация

Цифровая дипломатия открывает перед государствами новые возможности по формированию благоприятного имиджа на международной арене, донесению своей точки зрения на актуальные проблемы, по реализации долгосрочных внешнеполитических стратегий. В то же время она ставит и совершенно новые проблемы. Главная из них — установление доверительного и конструктивного диалога с аудиторией в виртуальном пространстве. Развитие такого диалога в рамках цифровой дипломатии является одним из приоритетов современной внешней политики Швеции. 
На основании анализа деятельности ключевых шведских государственных организаций и ведомств, участвующих в реализации цифровой дипломатии страны, — Министерства иностранных дел Швеции, Шведского института, Шведской туристической ассоциации (Svenska Turistföreningen), Организации национального туризма Швеции Visit Sweden) — автор выявляет ключевые отличительные особенности данного направления внешней политики Стокгольма. В частности, отмечается готовность правительства использовать инновационные и креативные методы и форматы для про-движения своих медиапроектов. Яркими примерами могут служить такие инициативы, как «Второй Дом Швеции», «Кураторы Швеции», «Шведский номер», нацеленные на интенсификацию и повышение качества коммуникации с зарубежной аудиторией. При этом профильные организации и институты особый акцент делали на развитии диалоговой формы коммуникации, что, в частности, нашло отражение в проведении онлайн-сессий в формате «вопрос–ответ» с дипломатическими сотрудниками, а также в активном взаимодействии официальных лиц и представителей гражданского общества с иностранными пользователями в социальных медиа. 
Кроме того, ведущие акторы шведской цифровой дипломатии стремились усилить вовлеченность иностранной аудитории в обсуждение важных для внешнеполитической повестки Швеции вопросов и побудить ее принять участие в их решении. Наиболее ярко это проявилось в медиакампаниях, направленных на ликвидацию дискриминации в отношении женщин и гендерного насилия.
Автор приходит к выводу, что шведское государство смогло добиться определенного успеха в области построения диалога с зарубежной ауди-торий. Однако пока этот диалог всё же носит недостаточно системный характер и зависит в первую очередь от активности и инициативности отдельных политиков и дипломатов.

Об авторе

А. Н. Марчуков
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет» (ЮФУ)
Россия

Марчуков Александр Николаевич — кандидат политических наук, доцент кафедры истории и международных отношений

344006, Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42



Список литературы

1. Зольнова М. Общественная дипломатия Швеции // Тренды и управление. 2014. № 2. C. 137–146.

2. Маркушина Н., Парфенёнок Н. Ключевые моменты становления публичной шведской дипломатии и шведского бренда на современном этапе // Оригинальные исследования. 2020. № 10 (3). С. 82–86.

3. Парфенёнок Н. Цифровая дипломатия как часть публичной дипломатии: пример Швеции // Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. 2015. № 5. С. 31–35.

4. Цветкова Н. Феномен цифровой дипломатии в международных отношениях и методология его изучения // Вестник РГГУ. Серия «Политология. История. Международные отношения». 2020. № 2. С. 37–47. DOI: 10.28995/2073-6339-2020-2-37-47.

5. Adesina O., Summers J. Foreign policy in an era of digital diplomacy // Cogent Social Sciences 3. 2017. No. 1. P. 1–13.

6. Aggestam K., Bergman R., Hedling E. Feminist digital diplomacy and foreign policy change in Sweden // Place Branding and Public Diplomacy. 2021. DOI: 10.1057/s41254-021-00225-3. Available at: https://link.springer.com/content/pdf/10.1057/s41254-021-00225-3.pdf (accessed: 12.11.2021).

7. Alaimo K. Pitch, tweet, or engage on the street: How to practice global public relations and strategic communication. London: Routledge, 2016.

8. Anca A., Lăcătuș M. Digital diplomacy: The case of the embassy of Sweden in Bucharest diplomacy // Diplomacy, organizations and citizens: A European communication perspective / Ed. by S. Sebastião, S. de Carvalho Spínola. Springer, 2021. P. 199–218.

9. Bengtsson S. Virtual nation branding: The Swedish embassy in Second life // Journal of Virtual Worlds Research. 2011. Available at: https://journals.tdl. org/jvwr/index.php/jvwr/article/view/2111/5547 (accessed: 12.11.2021).

10. Bolin G., Miazhevich G. The soft power of commercialized nationalist symbols: Using media analysis to understand nation branding campaigns // European Journal of Cultural Studies. 2018. No. 21 (5). P. 527–542. DOI: 10.1177/1367549417751153.

11. Bortree D., Seltzer T. Dialogic strategies and outcomes: An analysis of environmental advocacy groups’ Facebook profi les // Public Relations Review. 2009. No. 35 (3). P. 317–319.

12. Brown R. The politics of relational public diplomacy // Relational, networked and collaborative approaches to public diplomacy: The connective mindshift / Ed. by R.S. Zaharna, A. Arsenault, A. Fisher. Routledge, 2013. P. 44–55.

13. Causey C., Howard P. Delivering digital public diplomacy // Relational, networked and collaborative approaches to public diplomacy: The connective mindshift / Ed. by R.S. Zaharna, A. Arsenault, A. Fisher. Routledge, 2013. P. 144–156.

14. Christensen C. @Sweden: Curating a nation on Twitter // Popular Communication. 2013. No. 11 (1). P. 30–46.

15. Cull N. The long road to public diplomacy 2.0: The Internet in US public diplomacy // International Studies Review. 2013. No. 15. P. 123–139.

16. Сull N. Public diplomacy: Foundations for global engagement in the digital age. Medford: Polity Press, 2019.

17. Cull N. Public diplomacy: Lessons from the past. Los Angeles: Figueroa Press, 2009.

18. Fischer E., Reuber A. Social interaction via new social media: (How) can interactions on Twitter aff ect eff ectual thinking and behavior? // Journal of Business Venturing. 2011. No. 26 (1). P. 1–18.

19. Glassman J.K. Public diplomacy 2.0: A new approach to global engagement // U.S Department of State Archive. 2008. Available at: http://2001-2009. state.gov/r/us/2008/112605.htm (accessed: 12.11.2021).

20. Grundel I., Stenberg J. Social listening: A tool for public diplomacy organizations, 2019. Available at: https://uscpublicdiplomacy.org/blog/sociallistening-tool-public-diplomacy-organizations (accessed: 12.11.2021).

21. Hanson F. Baked in and wired: eDiplomacy@State. Washington: Foreign Policy at Brookings, 2012. Available at: https://www.brookings.edu/wp-content/ uploads/2016/06/baked-in-hansonf-5.pdf (accessed: 12.11.2021).

22. Hoffman H. Digital public diplomacy on Twitter? The case of @sweden // International Journal of Diplomacy and Economy. 2015. No. 4. P. 278–298.

23. Holmes M. Digital diplomacy and international change management // Digital diplomacy: Theory and practice / Ed. by C. Bjola, M. Holmes. New York: Palgrave, 2015. P. 13–32.

24. Jezierska K. Incredibly loud and extremely silent: Feminist foreign policy on Twitter // Cooperation and Confl ict. 2021. Available at: https://journals.sagepub.com/doi/pdf/10.1177/00108367211000793 (accessed: 12.11.2021).

25. Jezierska K., Towns A. Taming feminism? The place of gender equality in the ‘Progressive Sweden ’brand // Place Branding and Public Diplomacy. 2018. No. 14 (1). P. 55–63.

26. Kampf R., Manor I., Segev E. Digital diplomacy 2.0? A cross-national comparison of public engagement in Facebook and Twitter // The Hague Journal of Diplomacy. 2015. Vol. 10. Iss. 4. P. 331–362.

27. Lewis D. Digital diplomacy. Gateway House, 2014. Available at: https:// www.gatewayhouse.in/digital-diplomacy-2/ (accessed: 12.11.2021).

28. Madestam J., Falkman L. Rhetorical construction of political leadership in social media // Journal of Organizational Change Management. 2017. No. 30 (3). P. 299–311.

29. Manor I. Are we there yet: Have MFAs realized the potential of digital diplomacy? Results from a cross-national comparison. Leiden: Brill, 2016.

30. Manor I. The digitalization of public diplomacy. New York: Springer, 2019.

31. Melo A. What’s in a place? The contribution of strategic communication to placemaking and territorial communication. 2021. Available at: https://repositorium.sdum.uminho.pt/bitstream/1822/73792/1/2021_Melo_What-s-in-a-place. pdf (accessed: 12.11.2021).

32. Metzgar E. Is it the medium or the message? Social media, American public relations & Iran // Global Media Journal. 2012. No. 11 (21). P. 1–16.

33. Ociepka B. Impact of new technologies on international communication: The case of public diplomacy // Information Science. 2012. No. 59. P. 24–36.

34. Pamment J. Innovations in public diplomacy and nation brands: Inside the House of Sweden // Place Branding and Public Diplomacy. 2011. No. 7. P. 127–135.

35. Pamment J. New public diplomacy in the 21st century. London: Routledge, 2014.

36. Pamment J., Cassinger C. Nation branding and the social imaginary of participation: An exploratory study of the Swedish Number campaign // European Journal of Cultural Studies. 2018. No. 21 (5). P. 561–574.

37. Pelling J. Public diplomacy in the age of networks: Midwives4all // Place Branding and Public Diplomacy. 2016. No. 12 (2–3). P. 201–209.

38. Pelling J. When doing becomes the message: The case of Swedish digital diplomacy // Digital diplomacy: Theory and practice / Ed. by C. Bjola, M. Holmes. New York: Palgrave, 2015. P. 164–180.

39. Richter C. International broadcasting and intercultural dialogue: Deutsche Welle in the Arab World // Arab Media & Society. 2008. Iss. 6. Available at: https://www.researchgate.net/publication/242462994_International_Broadcasting_and_Intercultural_Dialogue_Deutsche_Welle_in_the_Arab_World (accessed: 12.11.2021).

40. Rosamond A. Swedish feminist foreign policy and ‘gender cosmopolitanism’ // Foreign Policy Analysis. 2020. No. 2. P. 217–235.

41. Sevin E. Public diplomacy and the implementation of foreign policy in the US, Sweden and Turkey. Cham: Palgrave Macmillan, 2017.

42. Standish R. How Sweden is pursuing its ‘feminist foreign policy’ in the age of Erdogan, Putin, and Trump // Foreign Policy. 2016. Available at: https:// foreignpolicy.com/2016/07/29/how-sweden-is-pursuing-its-feminist-foreignpolicy-in-the-age-of-erdogan-putin-and-trump-wallstrom-hultqvist/ (accessed: 12.11.2021).

43. Strauß N., Kruikemeier S., Meulen van der H., Noort van G. Digital diplomacy in GCC countries: Strategic communication of Western embassies on Twitter // Government Information Quarterly. 2015. No. 32 (4). P. 369–379.

44. Wihlborg E., Norstedt A. New ways and actors when diplomacy goes digital. The e-diplomacy campaign @Midwives4All // The 50th Hawaii International Conference on System Sciences. 2017. Available at: https://www.divaportal.org/smash/get/diva2:1134243/FULLTEXT01.pdf (accessed: 12.11.2021).


Рецензия

Для цитирования:


Марчуков А.Н. Цифровая дипломатия Швеции: в поисках диалога. Вестник Московского Университета. Серия XXV. Международные отношения и мировая политика. 2021;13(4):162-181. https://doi.org/10.48015/2076-7404-2021-13-4-162-181

For citation:


Marchukov A.N. In search of a dialogue: Digital di-plomacy of Sweden. Lomonosov World Politics Journal. 2021;13(4):162-181. (In Russ.) https://doi.org/10.48015/2076-7404-2021-13-4-162-181

Просмотров: 781


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 2076-7404 (Print)