Preview

Вестник Московского Университета. Серия XXV. Международные отношения и мировая политика

Расширенный поиск

Общая рыболовная политика ЕС сквозь призму концепции многоуровневого управления

https://doi.org/10.48015/2076-7404-2022-14-1-151-174

Аннотация

Сфера рыболовства как объект регулирования в Европейском союзе обладает уникальной спецификой, связанной с ее транснациональным характером, нахождением в совместной компетенции наднациональных и национальных властей, расширенным участием некоммерческих организаций и ассоциаций, а также со сложившимся набором координирующих международных структур. Кроме того, эта сфера является политически чувствительной для государств в силу связанных с ней вопросов суверенитета и социальной стабильности. В статье анализируются особенности применения концепции многоуровневого управления к изучению истории становления, современного состояния и перспектив развития общей рыболовной политики (ОРП) ЕС. В первой части статьи изложены концептуальные основы теории многоуровневого управления и рассмотрена специфика ее использования при изучении функционирования институтов ЕС в целом. Для того чтобы полнее обрисовать достоинства и недостатки данной теории, во второй части статьи предпринята попытка вписать ее в контекст ряда смежных концепций, традиционно используемых для осмысления феномена интеграции вообще и деятельности ЕС в частности. Автор приходит к выводу, что концепция многоуровневого управления представляется наиболее перспективным инструментом для изучения процессов регулирования, отличающихся комплексной природой взаимодействия акторов. Ярким примером такой сложной сферы регулирования является ОРП ЕС. Рассмотрение ее сквозь призму концепции многоуровневого управления в третьем разделе статьи позволило выявить ряд важных особенностей и характерных черт, отличающих политические практики ЕС в данной области. В частности, речь идет о стремлении наднациональных органов обрести дополнительные компетенции, добиться перераспределения в свою сторону властных полномочий за счет соответствующего ограничения возможностей отдельных государств, мобилизации поддержки субнациональных акторов и экспертного сообщества. В то же время автор подчеркивает, что для формирования по-настоящему полной картины развития ОРП ЕС необходимо расширить традиционный фокус концепции многоуровневого управления за счет включения в него еще одного уровня — глобального.

Об авторе

В. О. Коломин
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»
Россия

Коломин Вячеслав Олегович — аспирант факультета мировой политики

119991, Москва, Ленинские горы, 1



Список литературы

1. Бабынина Л.О. Соглашение о торговле и сотрудничестве ЕС и Великобритании: между кондициональностью и суверенитетом // Современная Европа. 2021. № 2 (102). C. 5–16. DOI: 10.15211/soveurope220210516.

2. Громогласова Е.С. Теория и практика политического управления в Европейском союзе. М.: ИМЭМО РАН, 2009.

3. Европейское право. Право Европейского союза и правовое обеспечение защиты прав человека: Учебник / Под ред. Л.М. Энтина; 2-е изд. М.: Норма, 2007.

4. Моисеева Д.Э. «Репатриация» рыболовной политики: случай Великобритании // Современная Европа. 2020. № 4. C. 112–122. DOI: 10.15211/soveurope42020112122.

5. Потемкина О.Ю. Многоуровневое управление миграцией в Европейском союзе // Современная Европа. 2020. № 2. C. 100–110. DOI: 10.15211/soveurope22020100110.

6. Руденкова Д.Э. «Рыбные войны» с участием Европейского союза // Мировая экономика и международные отношения. 2015. № 6. C. 71–81. DOI: 10.20542/0131-2227-2015-6-71-81.

7. Саворская Е.В. Политические сети в процессах надгосударственного регулирования: европейский и мировой опыт. М.: ИМЭМО РАН, 2018.

8. Стрежнева М.В. Многоуровневое финансовое управление на пространстве Европейского союза // Вестник Московского университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика. 2011. № 4. C. 106–125.

9. Стрежнева М.В. Теории европейской интеграции // Вестник Московского университета. Серия XXV. Международные отношения и мировая политика. 2009. № 1. C. 28–45.

10. Стрежнева М.В. Теории интеграции // Европейская интеграция: Учебник / Под ред. О.В. Буториной, Н.Ю. Кавешникова; 2-е изд. М.: Аспект Пресс, 2016. С. 30–39.

11. Фрумкин Б.Е. Общая сельскохозяйственная и рыболовная политика (июнь–август 2021) // Европейский союз: факты и комментарии. 2021. № 105. C. 36–42.

12. Фрумкин Б.Е. Общая сельскохозяйственная политика // Европейская интеграция: Учебник / Под ред. О.В. Буториной, Н.Ю. Кавешникова; 2-е изд. М.: Аспект Пресс, 2016. C. 258–275.

13. Aranda M., Ulrich C., Le Gallic B. et al. EU fisheries policy: Latest developments and future challenges. Brussels: European Parliament, Policy Department for Structural and Cohesion Policies, 2019.

14. Berg A. Implementing and enforcing European Fisheries Law. The Hague: Kluwer Law International, 1999.

15. Carpenter G., Kleinjans R., Villasante S., O’Leary B.C. Landing the blame: The influence of EU member states on quota setting // Marine Policy. 2016. No. 64. P. 9–15. DOI: 10.1016/j.marpol.2015.11.001.

16. Craig P., Burca De G. EU law: Text, cases, and materials. 5th ed. Oxford: Oxford University Press, 2011.

17. Dahl R. The concept of power // Behavioral Science. 1957. No. 3 (2). P. 201–215.

18. Graser A., Kuhnle S. Social policy and multi-level governance // Handbook on multi-level governance / Ed. by H. Enderlein, S. Wälti, M. Zürn. Cheltenham; Northampton, MA: Edward Elgar Publishing, 2010. P. 399–410.

19. Hall P.A., Taylor R.C.R. Political science and the three new institutionalisms // Political Studies. 1996. No. 5 (44). P. 936–957.

20. Haltern U. Integration through law // European integration theory / Ed. by A. Wiener, T. Börzel, T. Risse. Oxford: Oxford University Press, 2018. P. 177–196.

21. Handbook on multi-level governance / Ed. by H. Enderlein, S. Wälti, M. Zürn. Cheltenham; Northampton, MA: Edward Elgar Publishing, 2010.

22. Hooghe L. Subnational mobilization in the European Union // West European Politics. 1995. No. 3 (18). P. 175–198.

23. Hooghe L., Marks G. Multi-level governance and European integration. Oxford: Rowman & Littlefield Publishers, 2001.

24. Hooghe L., Marks G. Types of multi-level governance // Handbook on multi-level governance / Ed. by H. Enderlein, S. Wälti, M. Zürn. Cheltenham; Northampton, MA: Edward Elgar Publishing, 2010. P. 17–31.

25. Jeffery C. Sub‐national mobilization and European integration: Does it make any difference? // Journal of Common Market Studies. 2000. No. 1 (38). P. 1–23.

26. Jordan A. The European Union: An evolving system of multi-level governance... or government? // Policy and Politics. 2001. No. 2 (29). P. 193–208.

27. Le Gallic B., Mardle S., Metz S. Brexit and fisheries: A question of conflicting expectations // EuroChoices. 2018. No. 2 (17). P. 30–37.

28. Long R. The role of Regional Advisory Councils in the European Common Fisheries Policy: Legal constraints and future options // The International Journal of Marine and Coastal Law. 2010. No. 3 (25). P. 289–346.

29. March J.G., Olsen J.P. The new institutionalism: Organizational factors in political life // American Political Science Review. 1983. No. 3 (78). P. 734–749.

30. Marks G., Hooghe L., Blank K. European integration from the 1980s: State-centric v. multi-level governance // Journal of Common Market Studies. 1996. No. 3 (34). P. 341–378.

31. Moravcsik A. Preferences and power in the European Community: A liberal intergovernmentalist approach // Journal of Common Market Studies. 1993. No. 4 (31). P. 473–524.

32. Mulazzani L., Curtin R., Andrés M., Malorgio G. Multilevel governance and management of shared stocks with integrated markets: The European anchovy case // Marine Policy. 2013. No. 38. P. 407–416.

33. Olsen J.P. The many faces of Europeanization // Journal of Common Market Studies. 2002. No. 5 (40). P. 921–952.

34. Panizzon M., Riemsdijk van M. Introduction to special issue: ‘Migration governance in an era of large movements: A multi-level approach’ // Journal of Ethnic and Migration Studies. 2019. No. 8 (45). P. 1225–1241. DOI: 10.1080/1369183X.2018.1441600.

35. Rixen T. International taxation and multi-level governance // Handbook on multi-level governance / Ed. by H. Enderlein, S. Wälti, M. Zürn. Cheltenham; Northampton, MA: Edward Elgar Publishing, 2010. P. 441–454.

36. Said A., Tzanopoulos J., MacMillan D. The contested commons: The failure of EU fisheries policy and governance in the Mediterranean and the crisis enveloping the small-scale fisheries of Malta // Frontiers in Marine Science. 2018. No. SEP (5). P. 1–10. DOI: 10.3389/fmars.2018.00300.

37. Walti S. Multi-level environmental governance // Handbook on multi-level governance / Ed. by H. Enderlein, S. Wälti, M. Zürn. Cheltenham; Northampton, MA: Edward Elgar Publishing, 2010. P. 411–422.

38. Wanlin A. The EU’s common fisheries policy: The case for reform, not abolition. London: Centre for European Reform, 2005.


Рецензия

Для цитирования:


Коломин В.О. Общая рыболовная политика ЕС сквозь призму концепции многоуровневого управления. Вестник Московского Университета. Серия XXV. Международные отношения и мировая политика. 2022;14(1):151-174. https://doi.org/10.48015/2076-7404-2022-14-1-151-174

For citation:


Kolomin V.O. Common Fisheries Policy of the EU through the Lens of Multi-Level Governance Framework. Lomonosov World Politics Journal. 2022;14(1):151-174. (In Russ.) https://doi.org/10.48015/2076-7404-2022-14-1-151-174

Просмотров: 439


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 2076-7404 (Print)