Теория и практика цифровой политической культуры: взгляд французской школы коммуникативистики
https://doi.org/10.48015/2076-7404-2023-15-1-188-208
Аннотация
Активное внедрение цифровых технологий в сферу политической коммуникации привело к появлению нового феномена — цифровой политической культуры, который не только привлек внимание широкого круга академических исследователей, но и буквально ворвался в практику современных электоральных процессов в развитых странах. С точки зрения системного научного осмысления данного феномена особого внимания заслуживают труды представителей французской школы коммуникативистики. В первой части статьи подробно рассмотрены ключевые исследовательские вопросы, подходы и оценки, формирующие содержательное ядро этой школы. Как отмечают авторы, французские исследователи в целом склонны считать, что цифровые технологии не произвели тотальной революции в сфере политической коммуникации, а лишь наложились на существующие общественные практики. Впрочем, это осторожное отношение к новым технологиям не мешает их активному внедрению в политические процессы Пятой республики. Во второй части статьи на основе анализа ряда электоральных кампаний изучены практические аспекты становления цифровой политической культуры во Франции. Авторы обращают внимание на вывод французских экспертов, которые заключают, что при всей значимости технологий больших данных для выстраивания коммуникации с электоратом их использование не является простым и линейным процессом и не гарантирует автоматического успеха. В третьей части статьи на примере президентских выборов 2017 г. изучены современные стратегии цифровой коммуникации в электоральных процессах во Франции. Особое внимание уделено электоральным кампаниям Э. Макрона и Ж.-Л. Меланшона. Обращение к опыту французской школы коммуникативистики позволяет заключить, что специфика межличностного общения, партийного взаимодействия и традиций и другие факторы, относящиеся к этимологии культуры и социологии организации, сохраняют свою значимость и в условиях широкого внедрения цифровых технологий. Более того, эти технологии дают значимые коммуникационные эффекты «цифры» в политике только тогда, когда они накладываются на существующую культуру и трансформируются вместе с ней.
Об авторах
Т. Ю ЛебедеваФранция
Лебедева Татьяна Юрьевна — доктор филологических наук, профессор, директор международных программ
75005, Paris, 16, Rue des Écoles
Л. В. Минаева
Россия
Минаева Людмила Владимировна — доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой международной коммуникации факультета мировой политики
119991, Москва, Ленинские горы, 1
Список литературы
1. Делов В.В., Юркович Ф. Франция 2017: к новому электоральному конструкту? // Российская пиарология-4. Тренды и драйверы: Сборник научных трудов в честь профессора Л.В. Минаевой / Под ред. А.Д. Кривоносова. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного экономического университета, 2017. С. 48–57.
2. Лебедева Т.Ю. Паблик рилейшнз. Корпоративная и политическая режиссура: модели, система ценностей, каналы СМК. М.: Издательство Московского университета, 1999.
3. Barthes R. Mythologies. Paris: Seuil, 1957.
4. Boiry Ph.A. Les relations publiques ou la stratégie de la confiance. Paris: Eyrolles, 1989.
5. Crozier M., Friedberg E. L’acteur et le système: Les contraintes de l’action collective. Paris: Seuil, 1977.
6. Debrey R. L’etat séducteur: Les révolutions médiologiques du pouvoir. Paris: Gallimard, 1993.
7. Doueihi M. Qu’est-ce que le numérique? Paris: Presses Universitaires de France, 2013.
8. Eyries A. La communication politique 3.0? La politique a l’épreuve du numérique. Dijon: Éditions Universitaires de Dijon, 2021.
9. Gerstle J. La communication politique. Paris: Presses Universitaires de France, 1992.
10. Gerstle J., Piar C. La communication politique. Paris: Armand Colin, 2020.
11. Habermas J. L’espace public: Archéologie de la publicité comme dimension constitutive de la société bourgeoise. Paris: Payot, 1986.
12. Iyengar Sh. Media politics: A citizen’s guide. New York: W.W. Norton & Co., 2011.
13. Lafrance J.-P. La civilisation du Clic. La vie moderne sous l’emprise des nouveaux médias. Paris: L’Harmattan, 2013.
14. Maarek Ph. Communication politique et marketing de l’homme politique. Paris: LexisNexis, 2007.
15. Maarek Ph. Communication politique et publique. Communication et marketing de l’homme politique. Paris: Litec, 1992.
16. Matra L. Relations publiques et management. Texte de la Conférence à l’lnstitut de Sociologie de l’Université de Bruxelles. Bruxelles, 1971.
17. Mercier А. Pour la communication politique // Hermès, La Revue. 2004. Vol. 38. No. 1. P. 70–76. DOI: 10.4267/2042/9426.
18. Morozov E. Pour tout résoudre, cliquez ici: L’abberation du solutionnisme technologique. Limoges: Fyp, 2014.
19. Salleron L. L’automation. Paris: Presses Universitaires de France, 1956.
20. Seguela J., Saussez T. La prise de l’Elysée: Les campagnes présidentielles de la Ve République. Paris: Plon, 2007.
21. Theviot A. Big Data électoral. Dis-moi qui tu es, je te dirai pour qui voter. Lormont: Le Bord de l’Eau, 2019.
22. Tixier-Guichard R., Chaize D. Les dircoms. A quoi sert la communication? Paris: Seuil, 1993.
23. Wolton D. Penser la communication. Paris: Flammarion, 1997.
Рецензия
Для цитирования:
Лебедева Т.Ю., Минаева Л.В. Теория и практика цифровой политической культуры: взгляд французской школы коммуникативистики. Вестник Московского Университета. Серия XXV. Международные отношения и мировая политика. 2023;15(1):188-208. https://doi.org/10.48015/2076-7404-2023-15-1-188-208
For citation:
Lebedeva T.Yu., Minaeva L.V. Theory and practice of digital political culture: The views of the French school of communicativistics. Lomonosov World Politics Journal. 2023;15(1):188-208. (In Russ.) https://doi.org/10.48015/2076-7404-2023-15-1-188-208