Потенциал влияния инициатив «Пояс и путь» и АБИИ на экономическую архитектуру Азии
https://doi.org/10.48015/2076-7404-2020-12-4-40-66
Аннотация
Развитие экономических процессов в Азии в первые два десятилетия XXI в. можно схематично представить в виде нескольких волн, различающихся фокусом внешнеэкономической активности стран региона и превалирующей экономической региональной повесткой. 2000-е годы характеризовались бумом заключения двусторонних соглашений о либерализации торговли, созданием асеаноцентричных зон свободной торговли в формате АСЕАН+1 и имевшими весьма общий характер обсуждениями перспектив образования обширного регионального интеграционного объединения. «Возвращение в Азию» с 2009 г. крупнейшего внерегионального актора — США — вывело задачу создания крупного регионального торгово-экономического блока из умозрительной в практическую плоскость предметного обсуждения параметров и принципов его функционирования. Период с 2010 по 2017 г., представляющий собой вторую волну в развитии экономических процессов в Азии, характеризовался «мягким» соперничеством США и Китая, крупнейших мировых экономик, за право определять модель экономической интеграции в регионе (Транстихоокеанское экономическое партнерство vs Всеобъемлющее региональное экономическое партнерство) и занятие руководящей роли в создании региональной системы правил в сфере торговли и инвестиций. Третья волна последовала за выдвижением Пекином в 2013 г. инициатив «Пояс и путь» и АБИИ, которые расширили фокус усилий азиатских стран с вопросов либерализации торговли и инвестиционной деятельности до задач содействия инфраструктурному развитию и взаимосвязанности региона. Цель данной статьи — оценить инициативы «Пояс и путь» и АБИИ с позиций их содействия повышению роли Китая в экономических процессах в Азии и их влияния на экономическую архитектуру региона. В первой части статьи характеризуются протекавшие в регионе и в Китае экономические процессы, на фоне которых произошло выдвижение китайских инициатив «Пояс и путь» и АБИИ. Во второй и третьей частях обе инициативы анализируются в контексте их влияния на экономическую архитектуру региона и региональные позиции Китая. При этом акцент делается на выявлении содержательных изменений, которые китайские инициативы претерпели за 2013–2019 гг., и промежуточных результатов их реализации. «Пояс и путь» и АБИИ трактуются в статье как инициативы, отражающие намерение Китая конвертировать свою возросшую экономическую и финансовую мощь в региональное влияние. Учреждение новых многосторонних финансовых институтов, разработка новых региональных правил, регулирующих торговлю, инвестиционную и хозяйственную деятельность, внедрение новых производственных, технических и иных стандартов, изменение транспортно-логистической карты региона, создание новых цепочек добавленной стоимости и прочие результаты внешнеэкономической деятельности Китая способны привести к переформатированию региональной экономической архитектуры.
Об авторе
Я. В. ЛексютинаРоссия
Лексютина Яна Валерьевна — доктор политических наук, профессор РАН, профессор кафедры американских исследований
199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9
Список литературы
1. Авдокушин Е.Ф. Тигр прыгнул, дракон взлетел — проект «Один пояс — один путь». Теория и практика // Вопросы новой экономики. 2015. № 4 (36). С. 4–17.
2. Борох О., Ломанов А. Новая эпоха Китая: от обогащения к усилению // Мировая экономика и международные отношения. 2018. Т. 62. № 3. С. 59–70. DOI: 10.20542/0131-2227-2018-62-3-59-70.
3. Горбунова М.Л., Комаров И.Д. Гибридные механизмы многостороннего экономического сотрудничества — новое явление во внешней политике КНР // Вестник международных организаций. 2016. Т. 11. № 3. С. 82–98. DOI: 10.17323/1996-7845-2016-03-82.
4. Давыдов А.С. Транстихоокеанское партнерство — фактор регионального и глобального соперничества США с Китаем и Россией // АзиатскоТихоокеанский регион: проблемы глобальных и региональных измерений безопасности. М.: ИДВ РАН, 2018. С. 185–194.
5. Денисов И.Е. Поднебесная смотрит на Запад // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2016. Т. 9. № 6. С. 20–40. DOI: 10.23932/2542-0240-2016-9-6-20-40.
6. Киреева А.А. Инициатива «Один пояс, один путь»: содержание, причины выдвижения, значение // Модель развития современного Китая: оценки, дискуссии, прогнозы / Под ред. А.Д. Воскресенского. М.: Стратегические изыскания, 2019. С. 551–580. DOI: 10.18611/2221-3279-2018-9-3-61-74.
7. Костюнина Г.М. Интеграционная модель АСЕАН+1: основные положения соглашений и влияние на внешнеэкономические связи // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2017. Т. 17. № 3. С. 441–457. DOI: 10.22363/231306602017173441457.
8. Лексютина Я.В. АТР как авансцена соперничества Китая и США в XXI веке // Азия и Африка сегодня. 2014. № 7. С. 2–10.
9. Лексютина Я.В. Китайские инициативы «Пояс и путь» и АБИИ: подходы Японии и Индии // Китай в мировой и региональной политике (история и современность) / Отв. ред.-сост. Е.И. Сафронова. М.: ИДВ РАН, 2019. С. 145–157. DOI: 10.24411/2618_6888_2019_10008.
10. Лексютина Я.В. «Один пояс — один путь» — заявка Китая на мировое лидерство? // РСМД. 22.05.2017. Доступ: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/odin-poyas-odin-put-zayavka-kitaya-namirovoe-liderstvo/ (дата обращения: 01.01.2020).
11. Лексютина Я.В. Функциональные изменения участия Китая в многосторонних банках развития: от заемщика к кредитору // Вестник международных организаций. 2018. Т. 13. № 1. С. 80–98. DOI: 10.17323/1996-7845-2018-01-05.
12. Лукин А.В., Лузянин С.Г., Ли Синь и др. Китайский глобальный проект для Евразии: постановка задачи. М.: Центр изучения кризисного общества, 2016.
13. Луконин С., Новичкова М. Зачем Китаю «Один пояс, один путь» и почему китайская инициатива наказуема? // Федерализм. 2019. № 1. С. 147–160. DOI: 10.21686/2073-1051-2019-1-147-160.
14. Петровский В.Е. Россия, Китай и контуры «Большого евразийского партнерства». М.: ИДВ РАН, 2018.
15. Сазонов С.Л. Экономическая парадигма формирования «пояса и пути» // Стратегия экономического пояса Шелкового пути и роль ШОС в ее реализации: Материалы круглого стола (ИДВ РАН, 16 марта 2016 г.). М.: ИДВ РАН, 2016. С. 131–148.
16. Сазонов С.Л., Заклязьминская Е.О., Чэнь Сяо. Проект «Пояс и путь» как решающий фактор развития экономики Китая // Проблемы Дальнего Востока. 2017. № 3. С. 82–94.
17. Труш С. Американский проект Транстихоокеанского партнерства и Китай // Международная жизнь. 2014. № 11. С. 127–140.
18. Чубаров И.Г. Пять составляющих внешнеэкономического курса Китая «Один пояс, один путь» // Международная аналитика. 2018. № 3 (25). С. 45–58. DOI: 10.46272/2587-8476-2018-0-3-45-58.
19. Шелепов А.В. Сравнительные перспективы развития Азиатского банка инфраструктурных инвестиций и Нового банка развития // Вестник международных организаций. 2016. Т. 11. № 3. С. 132–152. DOI: 10.17323/1996-7845-2016-03-132.
20. He A., Malkin A. China tweaks its Belt and Road Initiative to avoid further backlash // The Hill. 05.06.2019. Available at: https://thehill.com/opinion/finance/442306-china-tweaks-its-belt-and-road-initiative-to-avoid-backlash (accessed: 02.11.2019).
21. He Ping, Shen Chen. RCEP and China’s Asia-Pacifi c FTA strategy // China International Studies. 2013. May/June. P. 138–158.
22. Humphrey C. Developmental revolution or Bretton Woods revisited? The prospects of the BRICS New Development Bank and the Asian Infrastructure Investment Bank. 2015. ODI Working Paper 418. Available at: https://www.odi.org/sites/odi.org.uk/files/odi-assets/publications-opinion-files/9615.pdf (accessed: 21.09.2019).
23. Kawai M., Wignaraja G. Addressing the challenges of Asian FTAs // East Asia Forum. 10.06.2013. Available at: http://www.eastasiaforum.org/2013/06/10/addressing-policy-challenges-of-asian-ftas/ (accessed: 19.09.2019).
24. Ra S., Li Zh. Closing the fi nancing gap in Asian infrastructure // ADB South Asia Working Paper Series. 2018. No. 57. Available at: https://www.adb.org/sites/default/files/publication/431261/swp-057-financing-gap-asianinfrastructure.pdf (accessed: 15.02.2020).
25. Schrader M. Domestic criticism may signal shrunken Belt and Road ambitions // The Jamestown Foundation. 10.08.2018. Available at: https://jamestown.org/program/domestic-criticism-may-signal-china-scaling-back-itsbri-ambitions/ (accessed: 03.11.2019).
26. Wang H. New multilateral development banks opportunities and challenges for global governance. New York: Council on Foreign Relations, 2016. DOI: 10.1111/1758-5899.12396.
27. Weiss M. Asian Infrastructure Investment Bank (AIIB). 2017. Available at: https://fas.org/sgp/crs/row/R44754.pdf (accessed: 09.02.2020).
28. Yoshino N., Helbe M., Abidhadjaev U. Financing infrastructure in Asia and the Pacifi c. Capturing impacts and new sources. Tokyo: ADBI, 2018. Available at: https://www.adb.org/sites/default/files/publication/394191/adbifinancing-infrastructure-asia-capturing-impacts-and-new-sources.pdf (accessed: 20.02.2020).
29. Zhai Kun. Borrow internationally well-known concepts to introduce the ‘Belt and Road’ strategy // International Understanding. 2015. No. 1. P. 8–12.
Рецензия
Для цитирования:
Лексютина Я.В. Потенциал влияния инициатив «Пояс и путь» и АБИИ на экономическую архитектуру Азии. Вестник Московского Университета. Серия XXV. Международные отношения и мировая политика. 2020;12(4):40-66. https://doi.org/10.48015/2076-7404-2020-12-4-40-66
For citation:
Leksyutina Ya.V. The Belt and Road Initiative and the AIIB: Potential Impact on the Economic Architecture of Asia. Lomonosov World Politics Journal. 2020;12(4):40-66. (In Russ.) https://doi.org/10.48015/2076-7404-2020-12-4-40-66