Preview

Вестник Московского Университета. Серия XXV. Международные отношения и мировая политика

Расширенный поиск

Публичная дипломатия Словакии: история и современность

https://doi.org/10.48015/2076-7404-2020-12-4-201-227

Аннотация

Публичная дипломатия часто рассматривается в академической литературе как специфическое средство внешней политики, как будто специально созданное для малых государств, позволяющее им компенсировать недостаток военных и экономических возможностей. При этом парадоксальным образом в той же академической литературе основное внимание при изучении проблематики публичной дипломатии оказывается сосредоточено на соответствующей деятельности ведущих акторов мировой политики. Однако рассмотрение публичной дипломатии малых стран действительно может помочь приблизиться к пониманию возможностей данного направления внешнеполитической деятельности государств в современных условиях. В представленной статье прослежена эволюция публичной дипломатии Словацкой Республики, в которой условно можно выделить два этапа. Во время первого этапа (1993–2004) проходило активное становление словацкой публичной дипломатии, призванной прежде всего содействовать достижению главной внешнеполитической цели — вступлению страны в структуры ЕС. С помощью информационной поддержки (advocacy) и культурной дипломатии (преимущественно через сеть Словацких институтов) Словакия пыталась убедить отдельных политиков, журналистов, представителей академического сообщества, бизнесменов, активистов неправительственных организаций в Европе в готовности страны быть частью Европейского союза. В течение второго этапа (с 2005 г. по настоящее время) помимо культурной дипломатии одну из важнейших ролей в публичной дипломатии Словакии стал играть национальный брендинг, направленный на формирование позитивного образа страны за рубежом. Именно в данный период времени были запу щены Национальная стипендиальная программа Словацкой Республики и информационная кампания «Словакия — хорошая идея», которые внесли значительный вклад в распространение объективной информации о стране и способствовали укреплению ее отношений с соседними государствами и важными торговыми партнерами. Автор заключает, что за почти три десятилетия Словакии удалось выстроить современную конкурентоспособную систему публичной дипломатии, которая характеризуется следующими чертами: высоким уровнем координации между ключевыми акторами, широким арсеналом используемых методов и подходов, диалогом с населением собственной страны относительно ключевых внешнеполитических целей (domestic public diplomacy).

Об авторе

А. Н. Марчуков
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет»
Россия

Марчуков Александр Николаевич — кандидат политических наук, доцент кафедры зарубежной истории и международных отношений

344006, Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42



Список литературы

1. Ведерников М.В. Словацко-российские отношения: в поиске новых форм сотрудничества (2014–2019) // Современная Европа. 2020. № 1. С. 135–145. DOI: 10.15211/soveurope12020135145.

2. Гопта И. Внешняя политика и экономика Словакии: российский вектор // Проблемы постсоветского пространства / Post-Soviet Issues. 2017. № 4 (4). С. 347–355. DOI: 10.24975/2313-8920-2017-4-4-347-355.

3. Задорожнюк Э.Г. Первое десятилетие политической истории Словацкой Республики. 1993–2003 гг. // Чехия и Словакия в XX веке: очерки истории: В 2 кн. / Под ред. В.В. Марьина. Кн. 2. М.: Наука, 2005. C. 383–429.

4. Задорожнюк Э.Г. Словацкая Республика // Центральная и Юго-Восточная Европа. Конец XX — начало XXI в. Аспекты общественно-политического развития: Историко-политологический справочник / Под ред. К.В. Никифорова. М.; СПб.: Нестор-История, 2015. С. 284–325.

5. Марушьяк Ю. Словакия и Россия: между национальными интересами и идентичностью // Современная Европа. 2017. № 7. С. 66–77.

6. Сандор Ф., Гурнак Д. Пространственные аспекты внешней политики Словацкой Республики в период с 1993 по 2016 год // Вестник молодых ученых-международников. 2018. № 1 (3). С. 10–28.

7. Сорочинова М.C. Публичная дипломатия Словакии: концепция, внешнеполитические цели и механизм // Международные отношения. 2019. № 2. С. 109–118. DOI: 10.7256/2454-0641.2019.2.29833.

8. Телушкин А.А. Развитие российско-словацкого экономического сотрудничества // Российский внешнеэкономический вестник. 2017. № 5. С. 120–133.

9. Трухачев В.В. Словакия в плену противоречий // Перспективы. 2019. № 2. С. 76–89. DOI: 10.32726/2411-3417-2019-2-76-89. Доступ: http://perspektivy.info/upload/iblock/f13/2_2019_1_76_89.pdf (дата обращения: 12.10.2020).

10. Щербакова Ю.А. Непростой путь Словацкой Республики в Европейский союз // Актуальные проблемы Европы. 2019. № 3. С. 53–72. DOI: 10.31249/ape/2019.03.03.

11. Alg aerova O. Public diplomacy in Slovakia: An eff ective new approach. Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011.

12. Balogh P., Gyelník T. Hungarian and Slovak national narratives with a focus on the shared boundary // Changes in the representation of a borderscape: The case of the Mária Valéria bridge / Ed. by Z. Bottlik, T. Gyelník, G. Ocskay. Budapest: The Central European Service for Cross-border Initiatives Publishing, 2017. P. 61–83.

13. Bátora J. Lost in translatio Imperii: Slovakia’s layered entry into international society // International Relations. 2014. Vol. 28. No. 4. P. 456–461. DOI: 10.1177/0047117814553043c.

14. Bátora J. Public diplomacy in small and medium-sized states: Norway and Canada. The Hague: Netherlands Institute of International Relations, 2005.

15. Bátora J., Gyárfášová O., Timora cký M. Branding Slovenska. Od ideového konceptu k posolstvám a komunikácii. 2013. Available at: https://www.mzv.sk/documents/10182/12495/BRANDING_SLOVENSKA_studia_komunikacne_posolstva.pdf/675019fa-077d-45ea-9b38-3b01bb71d566 (accessed: 12.10.2020).

16. Bilčík V., Világi A. Slovakia and the limits of European integration. Study for the project ‘Forum for Europe’. 2007. Available at: http://www.idm.at/images/forum_europa/studien/Studie_SFPA_EN.pdf (accessed: 12.10.2020).

17. Christensen C. @Sweden: Curating a nation on Twitter // Popular Communication. 2011. No. 11 (1). P. 30–46.

18. Čiefova M. Cultural diplomacy and foreign trade correlation — the case of Slovakia // Lingua et vita. 2019. No. 16. P. 16–21.

19. Čiefova M., Goda N. Cultural diplomacy of selected countries in a comparative perspective // Folia Geographica. 2019. No. 61 (2). P. 172–189.

20. Cull N. Public diplomacy: Lessons from the past. Los Angeles: Figueroa Press, 2009.

21. Drzka M. Nation branding as a presentation tool of the Slovak Republic abroad // Conference proceedings from 14th International scientifi c conference on contemporary issues of world economics and politics. Bratislava: The University of Economics in Bratislava, 2013. P. 182–191.

22. Duleba A. Slovakia’s Eastern policy in 2019: The ruling coalition in cacophony // Yearbook of Slovakia’s foreign policy 2019 / Ed. by P. Brezáni. Bratislava: Research Center of the Slovak Foreign Policy Association Publishing, 2020. P. 81–94.

23. Dziedzic E. Culture as an input into induced destination image: The case of Poland, Czech Republic, and Slovakia // Economic Problems of Tourism. 2014. No. 4 (28). P. 241–250.

24. Fujita M., Dinnie K. The nation branding of the Czech Republic, Slovak Republic, Poland, and Hungary — contrasting approaches and strategies. 2009. Available at: http://www.brandhorizons.com/papers/Dinnie_Czech_Slovak_Poland_HungaryNB.pdf (accessed: 12.10.2020).

25. Gyárfášová O. Perceptions of European integration in Slovakia // Ethnicity studies. 2004. Available at: http://www.ces.lt/wpcontent/uploads/2012/03/EtSt_Gyarfasova_2004.pdf (accessed: 12.10.2 020).

26. Gyárfášová O., Mesežnikov G. 25 years of the V4 as seen by the public. Bratislava: Institute for Public Aff airs, 2016. Available at: http://www.visegradgroup.eu/documents/essays-articles/25-yearsof-the-v4-as (accessed: 12.10.2 020).

27. Henderson K. EU accession and the new Slovak consensus // West European Politics. 2004. No. 27 (4). P. 652–670.

28. Kleinová K., Űrgeová J. Country image and branding of Slovakia // The Scientifi c Journal European Policies, Finance and Marketing. 2011. No. 5 (54). P. 50–58.

29. Kóňa A., Hollý J. Will the internationally recognizable country identity of Slovakia ‘work’ or will the current attempts at unifying the presentation of Slovakia abroad and the search for an attractive narrative end in failure // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. No. 6. P. 368–371.

30. Macháček L. Slovak Republic and its Hungarian ethnic minority: Sociological refl ections // Slovak Journal of Political Sciences. 2011. No. 11 (3). P. 187–210.

31. Marchukov A. Development of Slovak public diplomacy in the postindependence period // Memory, identity, and nationalism in European regions / Ed. by V. Apryshchenko, O. Karnaukhova. Hershey: IGI Global, 2019. P. 78–97.

32. Marušiak J. Russia and the Visegrad Group — more than a foreign policy issue // International Issues & Slovak Foreign Policy Aff airs. 2015. Vol. 24. No. 1–2. P. 28–46.

33. Mattoš B. Challenges and prospects of cross-border cooperation and public diplomacy between Austria and the Slovak Republic after 1989 // International Scientifi c Conference ‘Open Europe: Cultural dialogue across borders’. Vol. 5. Opole: University of Opole Publishing House, 2015. P. 157–170.

34. Mattoš B., Kyška R. Public diplomacy in the digital age: New perspectives on the dynamics of change in international relations // Selected topics in change management / Ed. by P. Kaplánová, U. Pinterič. Novo Mesto: Faculty of Organization Studies, 2015. P. 72–91.

35. Melissen J. The new public diplomacy: Between theory and practice. New York: Palgrave, 2005.

36. Miháliková S. Changing Slovak memory patterns — seeking a usable past? // Politics in Central Europe // The Journal of the Central European Political Science Association. 2012. No. 8 (3). P. 58–70.

37. Môcová L. Image of Slovakia in the context of Eastern Europe // Regional Formation and Development Studies. 2016. No. 1 (21). P. 123–132.

38. Moravčíková V. Country image and country brand building // Proceedings from International scientifi c conference on megatrends and media. Trnava: University of SS. Cyril and Methodius, 2016. P. 314–328.

39. Nye J. Soft power: The means to success in world politics. New York: Public Aff airs, 2004.

40. Ociepka B. New members’ public diplo macy // European public diplomacy: Soft power at work / Ed. by M.K. Davis Cross, J. Melissen. New York: Palgrave, 2013. P. 39–56.

41. Ooi C.-S., Kristensen T., Pedersen Z. Re-imag(in)ing place: From Czechoslovakia to the Czech Republic and Slovakia // Tourism (Zagreb). 2004. No. 52 (2). P. 151–163.

42. Pajtinka E. Cultural diplomacy and its organizational and institutional models in selected states // Journal of International Relations. 2015. No. 13 (2). P. 111–122.

43. Pamment J. New public diplomacy in the 21st century. London: Routledge, 2014.

44. Pelling J. When doing becomes the message: The case of Swedish digital diplomacy // Digital diplomacy: Theory and practice / Ed. by C. Bjola, M. Holmes. New York: Palgrave, 2015. P. 164–180.

45. Szondi G. Central and Eastern European public diplomacy: A transitional perspective on national reputation management // Routledge handbook on public diplomacy / Ed. by N. Snow, Ph. Taylor. New York: Routledge, 2008. P. 212–313.

46. Szondi G. Public diplomacy and nation branding: Conceptual similarities and diff erences // Netherlands Institute of International Relations ‘Clingendael’, 2008. Available at: https://www.clingendael.org/sites/default/fi les/ pdfs/20081022_pap_in_dip_nation_branding.pdf (accessed: 12.10.2020).

47. Udovič B., Podgornik A. Cultural diplomacy of Slavic European Union member states: A cross-country analysis // Baltic Journal of European Studies. 2016. No. 6 (2). P. 117–136. DOI: 10.1515/bjes-2016-0015.

48. Višňovský R. Visegrad Group and relations with Russia // Вестник РУДН. Серия: Мeждународные отношения. 2020. Vol. 20. No. 2. P. 347–355. DOI: 10.22363/2313-0660-2020-20-2-347-355.

49. Vršanský P. Public diplomacy and pre-accession experiences of the Slovak Republic // Diplomatic academy proceedings of 13th Dubrovnik diplomatic forum on strategic public diplomacy. Vol. 9. Zagreb, Croatia: Diplomatic academy of Ministry of Foreign and European Aff airs of the Republic of Croatia, 2012. P. 61–66.


Рецензия

Для цитирования:


Марчуков А.Н. Публичная дипломатия Словакии: история и современность. Вестник Московского Университета. Серия XXV. Международные отношения и мировая политика. 2020;12(4):201-227. https://doi.org/10.48015/2076-7404-2020-12-4-201-227

For citation:


Marchukov A.N. Public Diplomacy in Slovakia: Past and Present. Lomonosov World Politics Journal. 2020;12(4):201-227. (In Russ.) https://doi.org/10.48015/2076-7404-2020-12-4-201-227

Просмотров: 1019


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 2076-7404 (Print)