Экономическая дипломатия Российской Федерации: перспективы развития эффективной системы поддержки экспорта
https://doi.org/10.48015/2076-7404-2021-13-1-3-31
Аннотация
Поиск новых рынков и ниш для национального экспорта относится к числу ключевых задач экономической дипломатии любого современного государства. Для Российской Федерации данная проблема приобретает в современных условиях особую актуальность, поскольку расширение экспорта отечественной промышленной продукции призвано способствовать уходу от сырьевой зависимости, поддержанию высокого уровня национальной конкурентоспособности, обеспечению экономического роста и соответственно качества жизни населения. В этом отношении выстраивание эффективной внешнеэкономической деятельности является важнейшим элементом политики, направленной на обеспечение реального суверенитета страны.
В данной статье рассмотрены основные меры поддержки несырьевого экспорта в Российской Федерации. В основе исследования лежат как официальные документы и современная академическая литература по рассматриваемой проблематике, так и личные наблюдения автора, сделанные за годы практической работы в этой области в ряде профильных государственных структур и институтов развития, а также в коммерческих организациях. В первой части представлен обзор ключевых форм и инструментов поддержки экспорта в целом, а также рассмотрены история формирования и современное состояние российской системы поддержки экспорта. Особое внимание уделено в этой связи деятельности отечественных торговых представительств за рубежом, Российского экспортного центра и межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Автор отмечает, что многие институты в рамках системы государственной поддержки экспорта в Российской Федерации проходят стадию становления с присущими ей вызовами и проблемами. К их числу следует прежде всего отнести рассинхронизированность деятельности ключевых институтов и форматов, призванных способствовать развитию российского экспорта. Отсутствуют общие стандарты операционной деятельности и единая инфраструктура зарубежного присутствия. Эти наблюдения стали отправной точкой для формулирования рекомендаций по повышению результативности поддержки экспорта, изложенных во второй части статьи. Автор заключает, что для эффективного функционирования соответствующей системы необходимы гармонизация работы ее основополагающих элементов, а также их переориентация на конкретных пользователей услуг в субъектах Российской Федерации (в которых функционируют свои центры поддержки экспорта) и бизнесассоциации. В этой связи автор высоко оценивает потенциал проекта по созданию Единой системы продвижения экспорта, но констатирует, что его реализацию сейчас придется начинать фактически заново. Помимо этого в статье формулируется еще целый ряд конкретных рекомендаций, которые при последовательной реализации также могут содействовать продвижению российских товаров на зарубежные рынки и обеспечению диверсификации экономики страны.
Об авторе
А. А. НарышкинРоссия
Нарышкин Андрей Александрович — кандидат политических наук, управляющий директор, холдинг «Росгеология»
117418, Москва, Новочерёмушкинская ул., 69
Список литературы
1. Астахов Е.М. Дипломатическое сопровождение национального бизнеса. М.: МГИМО-Университет, 2010.
2. Ветров А.В. Международная практика дипломатического сопровождения торгово-инвестиционных проектов и сделок. М.: Высшая школа, 2003.
3. Градобитова Л.Д. Экономическая дипломатия Скандинавских стран: Учеб. пособие. М.: МГИМО МИД СССР, 1982.
4. Градобитова Л.Д., Пискулов Ю.В. Экономика и дипломатия (история и современность). М.: Наука, 1985.
5. Дегтерев Д.А. Экономическая дипломатия: экономика, политика, право. М.: Навона, 2010.
6. Дипломатия и экономическое развитие / По д ред. проф. Э.П. Плетнева. М.: Международные отношения, 1965.
7. Зонова Т.В. Дипломатия: модели, формы, методы. М.: Аспект Пресс, 2013.
8. Иванов А.С. Страницы истории торговых представительств России за рубежом // Российский внешнеэкономический вестник. 2006. № 11. С. 51–57.
9. Иванов И.Д. Хозяйственные интересы России и ее экономическая дипломатия. М.: РОССПЭН, 2001.
10. Кокошин А.А., Барсенков А.С., Нарышкина О.М., Саворская Е.В. Реальный суверенитет в современной системе мировой политики. М.: Издательство Московского университета, 2019.
11. Лихачев А.Е. Экономическая дипломатия России. Новые вызовы и возможности в условиях глобализации. М.: Экономика, 2006.
12. Лихачев А.Е. Экономическая дипломатия России в условиях глобализации: Дисс. … д-ра экон. наук. М., 2006.
13. Обминский Э.Е. Развивающиеся страны: теория и практика многосторонней экономической дипломатии. М.: Международные отношения, 1986.
14. Оболенский В.П. Мировые цены: влияние на внешнюю торговлю России // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2018. № 5. С. 121–132.
15. Оболенский В.П. Турбулентность в международной торговле: реакция России // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2020. № 3. С. 60–77. DOI: 10.24411/2073-6487-2020-10029.
16. Орнатский И.А. Экономическая дипломатия. 2-е изд. М.: Международные отношения, 1985.
17. Пискулов Ю.В. Международная торговля и экономический рост // Российский внешнеэкономический вестник. 2019. № 1. С. 96–102.
18. Плетнев Э.П. Всемирное хозяйство как арена борьбы двух систем. М.: Знание, 1981.
19. Сидорова Е.А. Россия в глобальных цепочках создания стоимости // Мировая экономика и международные отношения. 2018. Т. 62. № 9. С. 71–80. DOI: 10.20542/0131-2227-2018-62-9-71-80.
20. Спартак А.Н. России необходимо Федеральное агентство развития внешней торговли (поддержки экспорта) // Внешнеэкономический бюллетень. 2005. № 3. С. 28–37.
21. Шуйский В.П. Совершенствование системы поддержки экспорта в России // Российский внешнеэкономический вестник. 2012. № 9. С. 35–47.
22. Щетинин В.Д. Экономическая дипломатия. М.: Международные отношения, 2001.
23. Blonigen B.A. Industrial policy and downstream export performance // The Economic Journal. 2016. Vol. 126. Iss. 595. P. 1635–1659. DOI: 10.1111/ecoj.12223.
24. Greenaway D., Kneller R. Exporting and productivity in the United Kingdom // Oxford Review of Economic Policy. 2004. Vol. 20. No. 3. P. 358–371.
25. Yunus A.M. Barriers to export and export promotion programs: Insights from SME managers. MIMEO, Queensland University of Technology, 2006.
Рецензия
Для цитирования:
Нарышкин А.А. Экономическая дипломатия Российской Федерации: перспективы развития эффективной системы поддержки экспорта. Вестник Московского Университета. Серия XXV. Международные отношения и мировая политика. 2021;13(1):3-31. https://doi.org/10.48015/2076-7404-2021-13-1-3-31
For citation:
Naryshkin A.A. Economic Diplomacy of the Russian Federation: Prospects for the Development of an Eff ective Export Support System. Lomonosov World Politics Journal. 2021;13(1):3-31. (In Russ.) https://doi.org/10.48015/2076-7404-2021-13-1-3-31