Preview

Вестник Московского Университета. Серия XXV. Международные отношения и мировая политика

Расширенный поиск

Иракский вектор политики Европейского союза (2014–2020)

https://doi.org/10.48015/2076-7404-2020-12-1-87-120

Аннотация

Масштабная дестабилизация обстановки на Ближнем Востоке и в Северной Африке в начале 2010-х годов, сопровождавшаяся обострением угроз терроризма и неконтролируемой миграции, резко усилила озабоченность Европейского союза ситуацией в арабском мире. Следствием этого стала, в частности, заметная активизация политики ЕС в отношении Ирака, которому Брюссель оказал существенную поддержку в борьбе с «Исламским государством», предотвращении гуманитарного кризиса, стабилизации обстановки и постконфликтном восстановлении. Усилия Брюсселя на иракском направлении пока еще не становились объектом пристального внимания со стороны отечественных исследователей, традиционно сконцентрированных на изучении деятельности ЕС в странах Южного Средиземноморья.

Цель статьи — обозначить логику эволюции и специфику политики Европейского союза в отношении Ирака с 2014 г., а также их отражение в общеевропейских программах помощи этой стране. Статья состоит из трех крупных блоков: в первом изучена эволюция стратегических приоритетов ЕС в Ираке на протяжении 2014–2019 гг., второй посвящен наиболее значимым программам помощи, реализуемым Евросоюзом как по двусторонней, так и по многосторонней линии; в третьем блоке рассмотрена реакция ЕС на эскалацию напряженности в Ираке на рубеже 2019–2020 гг.

Сделан вывод, что повышение интереса Брюсселя к Ираку в последние годы обусловлено не только опасениями насчет превращения этой страны в источник трансграничных вызовов и угроз, но и убежденностью представителей Евросоюза в потенциальной способности Багдада стать краеугольным камнем новой архитектуры региональной безопасности.

Руководствуясь этими мотивами, ЕС в рассматриваемый период оказывал Ираку комплексную поддержку, которая включала как гуманитарную помощь, так и содействие развитию, нацеленное в первую очередь на устранение фундаментальных причин нестабильности и радикализации. Демонстрируя приверженность принципу взаимодействия не только с государственными структурами, но и с неправительственными группами, ЕС вместе с тем явно предпочитал направлять в Ирак средства через международные организации, а не напрямую. Возможности Брюсселя по оказанию влияния на Багдад — по сравнению с США и региональными акторами — остаются ограниченными, тем не менее ЕС воспринимается в Ираке как нейтральный игрок, что может облегчить достижение им поставленных целей. Однако с учетом таких факторов, как высокий уровень коррупции в Ираке, наличие у страны значительных собственных средств для восстановления, а также концентрация внимания Брюсселя на сирийской проблеме, вопрос о пределах вовлечения Евросоюза в иракские дела в текущих условиях остается открытым.

Об авторе

Л. Д. Оганисян
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»
Россия

Оганисян Лида Давидовна — кандидат политических наук, преподаватель кафедры международных организаций и мировых политических процессов, эксперт Центра проблем безопасности и развития факультета мировой политики

119991, Москва, Ленинские горы, 1



Список литературы

1. Бартенев В.И. Помощь «хрупким государствам» сквозь призму риск-менеджмента. Лабиринт объяснительных гипотез // Международные процессы. 2018. Т. 16. № 4 (55). С. 20–41. DOI 10.17994/IT.2018.16.4.55.2.

2. Восстановление Ирака после победы над «Исламским государством»: перспективы международного участия // Вестник Московского университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика. 2018. Т. 10. № 2. С. 145–192.

3. Кузнецов В.А., Оганисян Л.Д. Дилеммы демократизации: политика Евросоюза в Тунисе и Египте после Арабского пробуждения // Современная Европа. 2018. № 5. С. 25–36. DOI: 10.15211/soveurope520182536.

4. Кулькова О.С. Помощь Евросоюза странам Ближнего Востока и Северной Африки после начала «Арабского пробуждения» (на примере Марокко) // Меняющийся Запад и его роль в регулировании глобальных процессов (Мировое развитие. Вып. 21) / Ред. колл.: К.Р. Вода, К.А. Годованюк, А.А. Давыдов и др. М.: ИМЭМО РАН, 2019. С. 127–141.

5. Оганисян Л.Д. Евросоюз: политика на Ближнем и Среднем Востоке // Европейский союз: факты и комментарии. Вып. 90: октябрь–декабрь 2017 г. М.: Институт Европы РАН, 2018. С. 66–70.

6. Оганисян Л.Д. Эволюция подходов ЕС к взаимодействию со странами «Арабского пробуждения» // «Глобальный Юг» в полицентричном миропорядке (Мировое развитие. Вып. 19). М.: ИМЭМО РАН, 2018. С. 148–156.

7. Пьерини М. Есть ли у ЕС роль в сирийском конфликте? Московский центр Карнеги, 2017.

8. Соломатин А.И. Императивы укрепления государственности в деятельности Всемирного банка на территории Ирака в 2014–2018 гг. // Вестник Московского университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика. 2018. Т. 10. № 2. С. 92–124.

9. Шумилин А.И. Евросоюз: подход к сирийской проблеме // Научноаналитический вестник Института Европы РАН. 2018. № 2. С. 201–209.

10. After Mosul. Re-inventing Iraq / Ed. by A. Plebani. Institute for International Political Studies (ISPI), 2017.

11. Al-Khoei H., Geranmaye E., Toaldo M. After ISIS: How to win the peace in Iraq and Libya. European Council on Foreign Relations, 2017.

12. Balfour R., Fabbri F., Youngs R. Report on democracy assistance from the European Union to the Middle East and North. European Policy Center, 2016.

13. Barnes-Dacey J. To end a war: Europe’s role in bringing peace to Syria. European Council on Foreign Relations, 2017.

14. Calleo D. The broken West // Survival. 2004. Vol. 46. No. 3. P. 29–38.

15. Cirlig C.-C. The international coalition to counter ISIL/Da’esh (the ‘Islamic State’). European Parliamentary Research Service, 2015.

16. Dandashly A. EU democracy promotion and the dominance of the security — stability nexus // Mediterranean Politics. 2018. Vol. 23. No. 1. P. 62–82. DOI: 10.1080/13629395.2017.1358900.

17. Gordon P., Shapiro J. Allies at war: America, Europe and the crisis over Iraq. New York: McGraw-Hill, 2004.

18. Gunter F.R. Rebuilding Iraq’s public works infrastructure following the defeat of ISIS. Foreign Policy Research Institute, 2018.

19. Immenkamp B. Syrian crisis: Impact on Iraq. European Parliamentary Research Service, 2017.

20. Kadhim A. Rebuilding Iraq: Prospects and challenges // The Cairo Review of Global Affairs. 2019. No. 34. P. 64–69.

21. Kartsonaki A., Wolff S. The EU’s responses to conflicts in its wider neighbourhood: Human or European security? // Global Society. 2015. Vol. 29. No. 2. P. 199–226.

22. Lafta R., Al-Nuaimi M., Sultan L.R., Burnham G. Household recovery in Mosul one year after the defeat of ISIS // Conflict and Health. 2020. Vol. 14. No. 1. P. 1–8. DOI: 10.1186/s13031-019-0247-4.

23. Lewis J. EU Policy on the Iraq war and its aftermath: The breakdown and revival of consensus-based decision-making // Making EU foreign policy. National preferences, European norms and common policies / Ed. by D.C. Thomas. New York: Palgrave Macmillan, 2011. P. 70–91.

24. Ways out of Europe’s Syria reconstruction conundrum. Crisis Group Middle East Report № 209. 2019.

25. Youngs R. The European Union: Inclusion as geopolitics // Geopolitics and Democracy in the Middle East / Ed. by K. Kausch. Artes Gráficas Villena, 2015. P. 115–128.


Рецензия

Для цитирования:


Оганисян Л.Д. Иракский вектор политики Европейского союза (2014–2020). Вестник Московского Университета. Серия XXV. Международные отношения и мировая политика. 2020;12(1):87-120. https://doi.org/10.48015/2076-7404-2020-12-1-87-120

For citation:


Oganisyan L.D. The European Union’s Policies Towards Iraq (2014–2020). Lomonosov World Politics Journal. 2020;12(1):87-120. (In Russ.) https://doi.org/10.48015/2076-7404-2020-12-1-87-120

Просмотров: 396


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 2076-7404 (Print)