У ИСТОКОВ БИПОЛЯРНОГО ПОРЯДКА: УРОКИ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
В последние годы вокруг событий, связанных с началом Второй мировой войны, развернулась новая война — война памяти. Политики и исследователи, являющиеся идейными наследниками коллаборационистов, предпринимают активные попытки переписать историю тех трагичных дней, принизить роль Советского Союза в победе над нацизмом, воскресить уже давно развенчанные мифы о якобы равной ответственности СССР и нацистской Германии в начале войны, об «оккупации», а не освобождении Красной армией стран Восточной Европы. Для того чтобы противостоять этой ревизионистской кампании, представляется целесообразным еще раз обратиться к перипетиям международных отношений межвоенного периода, в частности рассмотреть вопросы, почему провалились попытки формирования единого фронта антифашистских сил в 1930-е годы и почему складывание антигитлеровской коалиции стало все-таки возможным.
В центре проблематики статьи — сложное переплетение соображений соперничества и сотрудничества, взаимного недоверия и желания найти союзника в условиях нараставшего международного кризиса, которое обусловливало динамику отношений в треугольнике СССР–США–Великобритания на рубеже 1930–1940-х годов. В статье подробно разобраны причины, по которым все усилия по созданию системы коллективной безопасности в довоенный период оказались безрезультатными перед лицом политики «умиротворения», обернувшейся завоеванием А. Гитлером почти всей Европы. Только вступление в войну СССР изменило трагический ход событий и внесло решающий вклад в победу народов над агрессорами. Автор подчеркивает в этой связи, что особую роль сыграли реализм, здравый смысл и готовность к взаимодействию, проявленные в тот момент И.В. Сталиным, Ф. Рузвельтом и У. Черчиллем. И хотя в отношениях между державами антигитлеровской коалиции оставалось много нерешенных проблем, не раз приводивших к острым разногласиям, их лидерам удалось в самый решающий момент подняться над застарелыми обидами, идеологическими расхождениями и конъюнктурными политическими интересами, осознать общность своих стратегических целей в борьбе с нацизмом. В этом, по мнению автора, скрыты формула успеха антигитлеровской коалиции и одновременно важный исторический урок для современных политиков. Само складывание этой коалиции стало крупнейшим водоразделом в истории ХХ столетия, определившим ход дальнейшего развития человечества и заложившим основы послевоенного миропорядка на следующие полвека.
После разгрома Франции нацистской Германией летом 1940 г. Великобритания осталась один на один с рейхом. Она выдержала первый акт «битвы за Англию», но вести полномасштабную войну на континенте не могла. В этих условиях особое значение приобретала защита позиций в Средиземном море и на Ближнем Востоке. Именно изучению борьбы Великобритании за Ближний Восток в 1941 г. посвящена данная статья. В ней предпринята попытка последовательно проанализировать три эпизода этой борьбы (в Ираке, Сирии и Иране), вписав их в контекст общей логики германо-британского противостояния в рассматриваемый период.
Как подчеркивает автор, потенциальное утверждение германской гегемонии на Ближнем Востоке сделало бы почти безнадежной оборону Суэца, крайне затруднило бы сообщение с Индией и дало бы рейху доступ к неисчерпаемым запасам топлива. Реализации этого, катастрофического для Великобритании, сценария способствовали антианглийские настроения части ближневосточных политических и военных элит. В этих условиях правительство У. Черчилля перешло к решительным действиям. В статье подробно рассмотрены операции Великобритании в Ираке и Сирии. При этом особое внимание уделено сложной динамике отношений британского кабинета с режимом Виши и движением «Свободная Франция». Как отмечает автор, особой напряженностью характеризовались вопросы, связанные с определением будущей судьбы Сирии и Ливана, предоставлением им независимости. В случае с Ираном на первый план выходила выработка общей позиции с Советским Союзом. Угроза роста германского влияния в регионе, а также необходимость установления еще одного канала поставок союзной помощи в СССР способствовали тому, что стороны быстро пришли к согласию. После совместной англосоветской военной операции в августе–сентябре 1941 г. Иран был поделен на зоны оккупации. Наконец, отдельно в статье рассмотрена позиция Великобритании в отношении нейтралитета Турции. Автор заключает, что в результате описанных военных операций на Ближнем Востоке был создан своеобразный «временный режим» британского доминирования. Однако никуда не исчезло англо-французское и англосоветское соперничество, к которому добавилось растущее присутствие на Ближнем Востоке Соединенных Штатов. Все это закладывало базу для новых конфликтов уже в послевоенный период.