СЛОВО ПРАКТИКАМ
Поиск новых рынков и ниш для национального экспорта относится к числу ключевых задач экономической дипломатии любого современного государства. Для Российской Федерации данная проблема приобретает в современных условиях особую актуальность, поскольку расширение экспорта отечественной промышленной продукции призвано способствовать уходу от сырьевой зависимости, поддержанию высокого уровня национальной конкурентоспособности, обеспечению экономического роста и соответственно качества жизни населения. В этом отношении выстраивание эффективной внешнеэкономической деятельности является важнейшим элементом политики, направленной на обеспечение реального суверенитета страны.
В данной статье рассмотрены основные меры поддержки несырьевого экспорта в Российской Федерации. В основе исследования лежат как официальные документы и современная академическая литература по рассматриваемой проблематике, так и личные наблюдения автора, сделанные за годы практической работы в этой области в ряде профильных государственных структур и институтов развития, а также в коммерческих организациях. В первой части представлен обзор ключевых форм и инструментов поддержки экспорта в целом, а также рассмотрены история формирования и современное состояние российской системы поддержки экспорта. Особое внимание уделено в этой связи деятельности отечественных торговых представительств за рубежом, Российского экспортного центра и межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Автор отмечает, что многие институты в рамках системы государственной поддержки экспорта в Российской Федерации проходят стадию становления с присущими ей вызовами и проблемами. К их числу следует прежде всего отнести рассинхронизированность деятельности ключевых институтов и форматов, призванных способствовать развитию российского экспорта. Отсутствуют общие стандарты операционной деятельности и единая инфраструктура зарубежного присутствия. Эти наблюдения стали отправной точкой для формулирования рекомендаций по повышению результативности поддержки экспорта, изложенных во второй части статьи. Автор заключает, что для эффективного функционирования соответствующей системы необходимы гармонизация работы ее основополагающих элементов, а также их переориентация на конкретных пользователей услуг в субъектах Российской Федерации (в которых функционируют свои центры поддержки экспорта) и бизнесассоциации. В этой связи автор высоко оценивает потенциал проекта по созданию Единой системы продвижения экспорта, но констатирует, что его реализацию сейчас придется начинать фактически заново. Помимо этого в статье формулируется еще целый ряд конкретных рекомендаций, которые при последовательной реализации также могут содействовать продвижению российских товаров на зарубежные рынки и обеспечению диверсификации экономики страны.
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ И СТРАН СНГ
В условиях значительного охлаждения отношений между Российской Федерацией и странами коллективного Запада возможности традиционных дипломатических каналов оказываются существенно ограниченными. В то же время возрастает роль альтернативных форм дипломатии, потенциал которых в российской внешней политике остается до сих пор недоиспользованным. В этой связи обращает на себя внимание внешнеполитический потенциал российских регионов как средств укрепления «мягкой силы» Российской Федерации. В начале статьи рассмотрены специфические особенности субгосударственных/ субнациональных акторов мировой политики. В частности, автор отмечает, что своеобразие их поведения на международной арене обусловлено их комбинированной природой. Это проявляется в использовании как инструментария из арсенала традиционных игроков, так и средств, применяемых нетрадиционными акторами международных отношений. Предложена модель классификации российских регионов по уровню развитости их международной активности, а также описаны механизмы влияния международных связей субъектов РФ на межгосударственный уровень взаимодействия. В статье подробно рассмотрены два условных контура, в рамках которых могут осуществляться совместные действия федерального центра (ФЦ) и регионов на международной арене: культурно-имиджевый и «политический-плюс». В заключение делается вывод о важности федерально-регионального взаимодействия во внешнеполитическом поле, особенно в кризисных условиях, а также о способности российских субнациональных акторов активно участвовать в нормализации и укреплении международного общения на межгосударственном уровне за счет своего потенциала «мягкой силы», который может быть успешно интегрирован в российский внешнеполитический курс. В то же время, по мнению автора, для повышения качества федерально-региональных действий в международной сфере необходима новая модель сотрудничества ФЦ с субъектами РФ (возможная только при перезапуске всей совокупности федеративных отношений в стране), связанная с более тесной интеграцией российских регионов в реализацию внешнеполитического курса РФ.
МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Традиционно исследования проблематики противоракетной обороны, как в России, так и за рубежом, концентрировались либо на изучении возможностей национальной ПРО США обеспечить защиту от российских или китайских стратегических ядерных сил, либо на вопросах регионального сдерживания Северной Кореи и Ирана с помощью ПРО театра военных действий (ПРО ТВД). Однако вышедший в 2019 г. новый «Обзор политики США в сфере ПРО» акцентировал роль ПРО ТВД и в региональном сдерживании Российской Федерации и КНР. Именно на этом сравнительно малоизученном аспекте проблематики ПРО сфокусировано данное исследование.
В первой части статьи подробно изучены положения «Обзора», касающиеся возможностей использования ПРО ТВД для регионального сдерживания крупных ядерных держав, а также рассмотрены мнения представителей Министерства обороны США по данному вопросу. Автор отмечает, что американское военно-политическое руководство в целом высоко оценивает возможности ПРО ТВД с точки зрения сдерживания РФ и КНР в условиях регионального кризиса. В частности, указывается на роль ПРО ТВД в противодействии стратегии «перекрытия доступа» и приписываемой России концепции «эскалации для деэскалации». В то же время большое беспокойство у американских стратегов вызывают в этом контексте успехи РФ и КНР в разработке гиперзвуковых ракетных систем.
Во второй части проанализированы дискуссии, развернувшиеся вокруг роли ПРО ТВД с точки зрения сдерживания России и Китая, в западных экспертно-аналитических кругах. В этой связи автор выделяет две условные группы экспертов. Первые в целом повторяют и развивают взгляды американского военно-политического руководства, оптимистично оценивая потенциал ПРО ТВД для регионального сдерживания РФ и КНР. Другая группа занимает более критическую позицию, указывая на отсутствие точных данных о возможностях этих систем в реальных боевых условиях и целый ряд спорных допущений в теоретических построениях сторонников развития ПРО ТВД.
В третьей части статьи проводится критический разбор представленных аргументов. Автор приходит к выводу о недостаточной проработанности концепции использования ПРО ТВД с точки зрения последствий для региональной безопасности и стратегической стабильности. Наличие у РФ и КНР значительных ядерных арсеналов уже означает, что региональный кризис с участием этих стран, с одной стороны, и США, с другой, чреват ядерной эскалацией, а дополнение этого уравнения еще одной неизвестной в виде ПРО ТВД лишь усугубляет ситуацию.
Космическая деятельность США была с самого начала плотно завязана на взаимодействии с частным сектором. Однако только в XXI в. в нее в качестве полноправных участников влились частные космические компании, которые в последнее десятилетие начали играть заметную роль не только на мировом рынке космических услуг, но и в сфере международной безопасности. При этом тенденции растущей коммерциализации космоса и укрепления позиций частного космического сектора в обеспечении национальной безопасности до сих пор не имеют должного концептуального осмысления. Этот пробел и призвана отчасти заполнить данная статья, для чего в ней будут рассмотрены подходы к решению указанных проблем, которые были характерны для администрации Д. Трампа. В первой части отмечается размытость понятийной и правовой базы коммерческой космической деятельности; формулируется авторский подход к определению этого феномена. Во второй части приводится краткий обзор ключевых документов стратегического планирования администрации Д. Трампа, затрагивающих вопросы развития коммерческого космоса в целом и его роли в укреплении национальной безопасности в частности. Третья часть посвящена изучению процессов институционализации космических войск США как одного из приоритетных направлений военной политики администрации Д. Трампа. В четвертой части подробно анализируются ключевые формы и сферы государственно-частного партнерства в области освоения космоса, среди которых — предоставление пусковых услуг и услуг связи, информационно-разведывательная деятельность, а также производство и обслуживание спутников. Наконец, в пятой части оцениваются перспективы коммерческого космоса в целом в условиях ограниченности рынка космических услуг и растущей конкуренции. В заключении автор приходит к выводу, что роль частного космоса в системе национальной безопасности США остается преимущественно вспомогательной, сохраняется зависимость отрасли от бюджетного финансирования. Тем не менее сфера кооперации государства и «частников» расширяется, постепенно меняется модель взаимодействия. Политика администрации Д. Трампа способствовала развитию отрасли за счет смягчения регулирования и вовлечения частных компаний в новые масштабные проекты, например в программу Artemis. Важным итогом космической политики 45-го президента США является и доктринальное закрепление роли коммерческого космоса в документах стратегического планирования в сфере национальной безопасности.
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ
В представленной статье проводится ретроспективный анализ политики Европейского союза в отношении Боснии и Герцеговины (БиГ) и ее последствий с точки зрения продвижения страны к обретению позитивного суверенитета в условиях возрастания геополитической конкуренции на территории Западных Балкан. На основе обобщения широкого массива отечественной и зарубежной литературы, посвященной распаду Югославии, дейтонской Боснии, возможностям построения демократии в многосоставных обществах и политике ЕС на Балканах, а также анализа официальных документов, принятых различными институтами ЕС, автор оценивает вероятность сохранения БиГ в существующих административно-территориальных границах. В работе рассматриваются итоги боснийской войны, результаты апробации модели внешнего управления в примении к республике, прослеживаются эволюция политики ЕС в отношении БиГ и динамика продвижения страны на пути евроинтеграции. В контексте принципиального отказа ЕС от «авансового» предоставления статуса государства — члена Евросоюза странам, не соотвествующим Копенгагенским критериям, выводы о перспективах вступления БиГ в ЕС формулируются на основе анализа последнего доклада Европейской комиссии (октябрь 2020 г.). Следуя логике структуры доклада, автор сравнивает уровень выполнения БиГ ряда ключевых требований, установленных представителями ЕС, включая: создание стабильной политической системы, развитие институтов гражданского общества, реформирование судебной системы, борьбу с коррупцией и организованной преступностью, реализацию прав и свобод человека, управление миграцией, укрепление экономики и регионального сотрудничества. Утверждается, что через весь доклад Еврокомиссии о степени близости БиГ к вступлению в ЕС красной нитью проводится мысль о меньшей поддержке данного проекта Республикой Сербской и неустранимости чинимых ею препятствий в условиях сохранения дейтонской структуры государственного управления. Таким образом, оказывая давление на сербскую общину БиГ, Евросоюз актуализирует сценарий распада страны за счет мобилизации защитного национализма сербской общины, что сопрягается с характерной уже для всего евроатлантического сообщества ориентацией на ревизию Дейтонских соглашений.
ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ
В данной статье предпринимается попытка по-новому взглянуть на роль и значение Локарнских соглашений 1925 г. с точки зрения развития Версальско-Вашингтонской системы международных отношений. В этой связи выдвигается гипотеза о том, что Локарнские договоры оказались одним из по-настоящему поворотных моментов в развитии международного порядка после Первой мировой войны, не просто выступив в качестве надстройки Версальской системы, но, по сути, заменив ее в роли основного механизма поддержания безопасности в регионе. С целью проверить эту гипотезу авторы постарались вписать данные соглашения в контекст дискуссий вокруг проблем европейской безопасности, развернувшихся в 1920-е годы, для того чтобы оценить, как сами современники трактовали роль и значение Локарнских договоров. В этой связи особый интерес представляет обращение к изучению взглядов британских элит.
Именно британская дипломатия выступила главным архитектором Локарнской конференции 1925 г. Новизна данной статьи обусловлена обращением к широкому кругу недавно рассекреченных архивных документов, которые в совокупности с материалами дебатов в Палате общин и публикациями ведущих британских газет позволяют проследить эволюцию подходов основных политических партий Великобритании к проблемам безопасности в Европе. Сопоставление взглядов консерваторов и лейбористов на Женевский протокол и Рейнский гарантийный пакт позволяет сделать вывод о том, что к середине 1920-х годов в британских политических элитах утвердилось представление о необходимости качественной трансформации Версальского порядка, прежде всего через создание эффективного механизма поддержания международной безопасности. На этой основе установился своеобразный партийный консенсус, который стал важным этапом в процессе утверждения новой двухпартийной связки (тори-лейбористы) после Первой мировой войны.
Исследование начинается с обзора общей политической ситуации в Европе и Великобритании в начале 1920-х годов. Затем рассматривается проект Протокола о разоружении, выдвинутый лейбористами, и анализируются причины его провала. Наконец, авторы подробно освещают подготовку и ход переговоров в Локарно, а также отдельно останавливаются на обсуждении результатов конференции, а именно ее главного документа — Рейнского гарантийного пакта — в нижней палате британского парламента.
События, связанные с гражданской войной в Испании 1936–1939 гг., включая ее международные аспекты, получили подробное освещение как в зарубежной, так и в отечественной историографии. В то же время рассмотрение их через призму имагологии позволяет по-новому взглянуть на, казалось бы, уже давно изученные вопросы. В данной статье анализируются особенности формирования и развития образа Великобритании в советской прессе в контексте гражданской войны в Испании. В качестве источников используются публикации в газетах «Правда» и «Известия», а также в журналах «Огонек», «За рубежом» и «Спутник агитатора». В ходе исследования была выявлена неоднозначная позиция советских СМИ в отношении политики Великобритании в Испании. Ключевую роль в формировании образа Туманного Альбиона в советской прессе играли несколько тем. Одним из лейтмотивов в публикациях советских журналистов стал образ империи в упадке. В этой связи акцентировались уступчивость британского правительства перед лицом агрессивных действий франкистов и стоявших за ними Германии и Италии, его неспособность защитить национальные интересы своей страны. Параллельно с этим развивался образ расколотого общества в Великобритании, подчеркивалось, что пассивность правительства вызывает нарастающую критику как слева, так и справа. В то же время исключительно высоко оценивался вклад простых людей, добровольцев, выступивших в поддержку республики. Наконец, советские СМИ резко критиковали постепенный дрейф Лондона от политики невмешательства в сторону умиротворения и прямого поощрения агрессоров. Автор заключает, что освещение позиции Великобритании в советской прессе должно было способствовать формированию в общественном мнении понимания ошибочности британской политики. Лондон изображался как ненадежный потенциальный союзник в условиях надвигавшейся глобальной войны, который к тому же был склонен делать уступки странам-агрессорам.
НАУЧНЫЕ ОБЗОРЫ И РЕЦЕНЗИИ
Рецензия посвящена вышедшей в разгар пандемии книге вицепрезидента международной коммуникационной группы Havas Стефана Фукса «Медиапандемия. Кризисная коммуникация / кризис коммуникаций» («Pandémie médiatique. Com de crise / crise de com»). Автор исследует вопросы, связанные с ролью медиакоммуникаций в контексте пандемии COVID-19. Его видение проблемы накладывается на большую и уникальную международную практику руководителя медиаорганизации и консультанта международных организаций и президентских электоральных кампаний. В монографии, предназначенной скорее специалистам-международникам, чем широкому читателю, сводятся воедино проблемы кризиса, окончательно трансформировавшего парадигму международной коммуникации, вопросы коммуникационной политики руководства Франции и некоторых других европейских стран, а также некоторые общие тенденции развития западных обществ на современном этапе. Рецензенты отмечают, что предложенный автором критический анализ коммуникации в период пандемии носит по-настоящему комплексный характер, охватывая все ее ключевые звенья — от руководства страны до экспертного сообщества и частных компаний. В книге даны своего рода ключи к пониманию методов осуществления коммуникации в современных условиях и обрисован ее возможный облик в будущем. Рецензенты подчеркивают, что монография С. Фукса качественно отличается по своему формату от большинства традиционных исследований коммуникации, которые были посвящены либо отдельным страновым кейсам, организации медиаструктуры государств, взаимодействию власти и гражданского общества, либо коммуникационным технологиям компаний, т.е. носили, как правило, узконаправленный характер. В противовес этому автор, следуя в русле традиций французской (латинской) школы исследований проблем коммуникации, рисует сложную картину парадигматической трансформации международной коммуникации, антропологическим толчком для которой вслед за цифровыми технологиями послужила мировая пандемия. К отличительным чертам этой трансформации можно отнести резкое повышение требований к транспарентности и непротиворечивости коммуникационных стратегий, к умению выстраивать доверительное взаимодействие с аудиторией в диалоговом формате и доминирование эмоциональной составляющей над рациональной аргументацией. В этом контексте рецензенты обращают внимание на ключевой вывод С. Фукса, согласно которому в современных условиях коммуникация должна рассматриваться не как вспомогательная деятельность в процессе управления, а как квинтэссенция политики как таковой.