ТЕМА В ФОКУСЕ: ДИЛЕММЫ КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ
Опора на возможности цифровой экономики рассматривается в стратегических документах Российской Федерации в качестве одного из ключевых факторов, способных в современных условиях обеспечить экономический рост и национальный суверенитет, а также стимулировать развитие производства во всех сферах социально-экономической деятельности. В то же время, как отмечает автор, неуправляемый переход на новые принципы организации экономики может резко повысить ее уязвимость для враждебных действий в киберсфере. В этой связи представляется необходимым более подробно осветить вызовы и угрозы, с которыми сопряжен процесс цифровизации в экономической сфере.
В статье рассмотрены основные подходы к определению сущности феномена цифровой экономики, а также наиболее перспективные направления развития глобальной информационной инфраструктуры вообще и ее аппаратно-программных элементов в частности. Автор отмечает, что ключевое значение в этом контексте приобретают проблемы разработки оптимальных механизмов управления социотехническими системами, образующими цифровую экономику. Вместе с тем наблюдается резкое расширение спектра угроз кибербезопасности, реализуемых посредством различных информационно-технологических воздействий. В статье подробно освещены основные виды кибератак и описаны их возможные последствия для опорных инфраструктур цифровой экономики. Автор подчеркивает, что связность ее объектов существенно повышает разрушительность так называемых цепных эффектов кибератак. В условиях невозможности достижения полной защищенности цифровой экономики от киберугроз особую роль приобретает устойчивость социотехнических систем. Киберустойчивость предполагает способность системы выполнять свои функции в условиях успешно реализованных кибератак на ее ресурсы (возможно, несколько менее эффективно в течение относительно непродолжительного периода времени, необходимого для нейтрализации кибератак и устранения их последствий).
Обращаясь к проблеме обеспечения киберустойчивости формирующейся цифровой экономики Российской Федерации, автор рассматривает основные виды системоразрушающих кибератак, а также освещает шаги, предпринимаемые правительством России для парирования этих угроз. Автор заключает, что достижение независимости и устойчивости российской информационной инфраструктуры невозможно без создания соответствующего научно-технологического потенциала и подготовки нового поколения научно-технических кадров.
Особая природа киберсреды — взаимозависимость между материальными и социальными объектами, сложность организации заставляет ведущих субъектов мировой политики искать новые стратегии ведения своей деятельности в этой области. В Европейском союзе обсуждение проблем кибербезопасности ведется с опорой на категорию «стрессоустойчивость», которая в этом контексте рассматривается как способность системы адаптироваться к новым вызовам, гибко реагировать на угрозы, успешно восстанавливаться после ударов. В данной статье с помощью дискурс-анализа изучены причины появления и логика развития дискурса стрессоустойчивости в политике ЕС в области кибербезопасности, выявлены особенности интерпретации данной категории в официальных документах, продемонстрированы проблемы, сопряженные с ее применением на практике.
Авторы прослеживают постепенную эволюцию подходов ЕС к определению объекта кибербезопасности — от традиционных интерпретаций киберпространства к экосистемным терминам и концепциям. Последние, как отмечено в статье, в наибольшей степени соответствуют пониманию кибербезопасности в категориях стрессоустойчивости. В рамках такого подхода интернет предстает не как статичный объект, который нужно контролировать и защищать, а как сложная гетерогенная система, где состояние безопасности неразрывно связано с состояниями опасности.
В официальных документах ЕС пока не сложилось единой и четкой дефиниции стрессоустойчивости. Тем не менее, как подчеркивают авторы, и в этой области можно проследить постепенную трансформацию официального дискурса от чисто технических определений ко все большему учету социально-политических факторов. Впрочем, официальный дискурс ЕС в этом отношении остается крайне противоречивым. В частности, это касается определения соотношения таких понятий, как «киберстрессоустойчивость» и «кибербезопасность». Авторы отмечают тенденцию к нарастающей секьюритизации киберсферы в дискурсе ЕС о кибербезопасности, что чревато выхолащиванием понятия «стрессоустойчивость», превращением его в простой эвфемизм. Однако в конечном счете, приходят к выводу авторы статьи, чрезмерная секьюритизация киберсферы невыгодна самому ЕС, и постепенно его политика в области кибербезопасности будет все более последовательно выстраиваться на принципах стрессоустойчивости.